Чаще всего жертвами обмана становятся туристы и путешественники, которые уже в мыслях об отдыхе и не настроены в случае обнаружения воровства на серьезный конфликт. В отношении них применяется так называемая методика «резинового бензобака». Что это за способ и как еще заправщики обманывают автомобилистов?
На стадиях перевозки и изготовления топлива — слишком серьезный контроль, поэтому воровство здесь минимально, а вот при непосредственной заливке бензина потребителям остается возможность обмана. Чаще всего обман поручается заправщикам, которые отвечают за управление колонками.
Эти люди меняются на АЗС часто и в случае обнаружения воровства на них можно свалить всю ответственность. Однако в воровстве задействованы все служащие, которые делят доход между собой.
Технология «резинового бензобака» проста. Если водитель просит заполнить полный бак, то счетчик включается без ограничения. Сотрудник АЗС вставляет пистолет в горловину, поджимает курок, и бензин льется до тех пор, пока не сработает фиксатор полного заполнения емкости.
Каждый бак имеет вентиляционные каналы, через которые выходит воздух. Однако при заполнении бака воздух из горловины идет уже в противоход бензину, из-за чего препятствует его протеканию, и срабатывает ограничитель.
Между тем, если повторно нажать на курок, то можно залить в магистраль еще несколько литров топлива. Этим и пользуются обманщики. Как только пистолет отщелкнет подачу бензина, они вытаскивают из мусорного бачка канистру, вставляют в нее пистолет и сливают туда пару-тройку литров бензина за счет покупателя. Некоторые заливают себе даже 10-литровую канистру.
Если же водитель на кассе удивится, откуда в его 50-литровый бензобак вдруг поместилось 60 литров топлива, то всегда можно рассказать про очень вместительные горловины.
Спорить в этом случае бесполезно. Ведь не будет же водитель вызывать экспертов Росстандарта и требовать провести слив топлива из машины, чтобы проверить, а был ли перелив.
Вторая распространенная технология обмана — это недолив топлива. На старых механических колонках он реализовывался путем разного рода махинаций с оборудованием. К примеру, заправщик мог отключить насос посредством размыкания выведенных наружу проводов.
Но таких колонок уже нет. Подавляющее большинство АЗС теперь имеет современное оборудование с электронным управлением, которое выдает точную дозировку.
Это оборудование корректируют с помощью программного обеспечения. Технически это реализуется при помощи небольшой платы, установленной внутри колонки. Управляющая кнопка, с помощью которой активируется новый блок и его программа, находится у оператора или у заправщика.
Причем срабатывать она может дистанционно. В итоге, в бак отправляется меньшее количество бензина. Зачастую недоливают от 1 до 3,5 литра бензина на каждые 10 литров. Если автомобилист приобретает 20 литров, то недолив составит от 2 до 4 литров.
Если клиент заметит недолив и будет возмущаться, то доказать этот факт практически невозможно. По нажатию кнопки вновь запускается правильная программа, и система отпуска топлива на колонке выдаст бензин точно по нормативу. При водителе будет совершено показательное наполнение мерной 10-литровой колбы (мерник), которая покажет точное соответствие оборудования всем требованиям.
По информации Росстандарта, непрерывные схемы недолива топлива практически не применяются. Ее включают под конкретного клиента, если видят, что его можно обмануть. Чаще всего такое происходит на небрендовых АЗС, которые подделывают свой внешний облик под известные сети.
Это заправки-обманки. Они часто торгуют по франшизе и под флагами и цветами крупного бренда, но устанавливают свои правила контроля. Работающие по франшизе заправки узнать просто — у них на дверях или на прилавке написано, что это ООО или вовсе ИП. Эта же информация указана и на чеке, хотя на вывеске красуется логотип «Лукойла», «Татнефти» или другого бренда.
Они продают топливо только в тех объемах, какие им дает основная компания, но часто закупают бензин у сторонних поставщиков, у которых с контролем качества все плохо.
Еще хуже, если АЗС мимикрирует под известный бренд и под его цвета. Это клоны сетевых АЗС, у которых название очень похоже на известный бренд, но одна-две буквы отличаются. Там обманывают чаще всего.
По данным Росстандарта, в настоящее время у ведомства есть претензии к 8−10% российских АЗС. И летом традиционно начинаются их проверки.
К списку статей