Так оно и лежит в нише или болтается под кузовом, пока однажды на дороге не произойдет прокол. В прямом и переносном смысле. Доставая покрытую вековым слоем пыли «запаску», несчастный может не получить желанного: колесо за годы забытья просто вышло из строя. Само по себе, от времени. Но бывают и другие, несколько более комичные случаи. Чтобы не попасть «впросак», о нем, запасном колесе, периодически все же стоит вспоминать.
Во-первых, полноразмерное запасное колесо положено не всем: автопроизводителям давно уже не дает покоя огромная ниша запасного колеса, сжигающая полезный объем багажника, так что некоторые решили вообще отказаться от страховочной покрышки с диском, а другие все же положили, но урезанный вариант — «докатку».
Ключевое отличие — на ней нельзя ездить далеко и с высокой скоростью, только доехать до шиномонтажа. Докатиться, если быть педантичными до конца. Многие водители эту тонкость забывают, а потом страдают: в колее, в контакте с ямой или другой неровностью, а также с «лежачим полицейским», «докатка» ведет себя непрогнозируемо, легко лопается и деформируется.
Так что надеяться на свободный вечер четверга, пробив колесо в воскресенье, возвращаясь с дачи, не стоит — на ремонт придется ехать сразу. Для людей с современным подходом стоит напомнить, что сама по себе «докатка» — крайне редкий лот, который стоит недешево. И, кстати, ставить такую запаску на ведущую ось не стоит.
Вернемся к стандартному запасному колесу нормальной размерности. Оно позволяет, после проведения замены, использовать автомобиль полноценно, ни в чем себя не ограничивать и заехать для ремонта тогда, когда позволит график. Но все это актуально только в одном случае: если запаска того же размера, что и стоящие на автомобиле колеса. Тяга к улучшению, любовь к максимальной комплектации и различные доработки, свойственные российским водителям, часто приводят к тому, что запаска начинает отличаться от установленных колес. Не только диском, но и размерностью.
В итоге может случиться так, что запасное колесо меньше, а винты, которые нужны для его крепления на ступицу, длиннее или короче установленных. Это цугцванг, который автоматически переводит полноразмерное запасное колесо в ранг «докатки»: быстро ехать нельзя, ставить на ведущую ось — тоже. Хорошо бы задуматься о последствиях заранее, но все мы сильны только задним умом.
На прилавках автомагазинов можно найти специальный баллон с пеной, который, будучи подключенным к спущенному колесу через ниппель, наполнит покрышку специальным составом, позволяющим добраться до шиномонтажной станции. Штука, будем честны, действенная, но, как и любая монета, имеет обратную сторону: во-первых, срок ее действия весьма ограничен как по дистанции, так и по скорости. Во-вторых, у нее очень короткий срок годности, за которым, коль уж выбран такой путь, надо следить.
Ну и напоследок, стоит напомнить, что мастеру придется до начала ремонта покрышки выгребать остатки пены, что в свою очередь значительно увеличит стоимость работ — дело крайне неприятное, если не сказать большего. В итоге руки, скорее всего, останутся чистыми, но появятся другие сложности, которые придется решать позже. Спорное решение, одним словом. Не всегда актуальное.
Бывает и такое, что достав «запаску» из ниши, водитель обнаруживает полностью спущенное колесо, которое не отзывается на все потуги насоса создать хоть какое-то давление в шине. За годы «вынужденного простоя» резина могла растрескаться, колесный герметик — рассохнуться. Еще хуже обстоят дела, если запасное колесо находилось под кузовом автомобиля: от грязи, температуры находящегося совсем рядом глушителя, ультрафиолета и много другого оно с высокой долей вероятности уже не поможет.
Популярен и другой исход: на запас кладут самое изношенное колесо, которое целиком и полностью «забыло» о геометрии. Ехать на таком практически невозможно: чудовищные детонации идут по всему кузову, в руль бьет, управляемость отсутствует как вид. Эффект, будто автомобиль продолжает ехать на спущенной шине.
Чтобы всех вышеперечисленных бед избежать, хотя бы раз в год следует запасное колесо доставать, мыть, очищать нишу, проверять не только давление, но и общее состояние покрышки. Запасное колесо, как бы странно это не звучало, должно быть отбалансировано. Если штатный крепеж подходит — хорошо, но если для крепления новых дисков к ступицам были приобретены соответствующие болты, то старый набор должен быть сложен и приложен к «запаске».
В тот же день следует проинспектировать и домкрат, и баллонный ключ — многие водители слышали о его существовании, но никогда не видели, а как дело доходит до вынужденной «переобувки» — теряются в показаниях, волнуются и тратят драгоценное время попусту. Кстати, ключ должен подходить ко всем болтам или гайкам крепления колес — на всякий случай. Мало ли пригодится.
К списку статей