Правила посадки водителя при управлении автомобилем

От того, насколько правильное положение водителя при управлении автомобилем, зависит его безопасность, а также способность оценивать дорожную ситуацию и вовремя реагировать на ее изменение. Положение за рулем должно позволять автолюбителю:

  • Контролировать пространство перед и за машиной, боковые зоны. Не стоит забывать, что во время движения существуют «слепые» зоны, которые не видно в боковых зеркалах, поэтому при маневре важно убедиться в отсутствии помех, слегка повернув голову.
  • Безопасно и быстро выполнять маневрирование и торможение.
  • Снизить опасность создания аварийной ситуации на дороге.
  • Предотвратить вероятность получения травм при резком торможении или ДТП.

Теоретически основным правилам посадки за рулем учит автошкола дистанционно, однако все люди имеют разный рост и комплекцию, да и автомобили отличаются расположением, высотой сидений и механизмами регулировки. Поэтому важно уделить время выбору правильного положения прежде, чем начинать практические занятия по вождению. О выборе безопасной посадки стоит позаботиться и опытным автолюбителям, которые сменили машину на новую и только привыкают к ее габаритам.

Правильное положение ног

Ноги активно участвуют в управлении авто, нажимая на педали газа, тормоза и сцепления (в машинах с механической коробкой передач). Правильное положение ног следующее:

  • Правая пятка опирается о пол, носок давит на педаль. Правая нога размещается таким образом, чтобы ее можно было быстро переставить на соседнюю педаль.
  • Левая нога, если она не нажимает сцепление, стоит на площадке для отдыха. В автомобилях с автоматической коробкой передач левая нога находится на площадке постоянно.
  • Угол сгиба правой ноги в колене составляет 100–125°. Бедра должны находиться на одном уровне с коленом или чуть ниже него.
  • Давить на педаль газа или тормоза всей поверхностью стопы нельзя — водитель теряет опору, что повышает риск получения травмы. Также нельзя постоянно держать левую ногу на пятке у педали сцепления — устойчивое положение стопы на площадке обеспечивает упор при резком торможении.

Правильное положение рук

Во время езды руки водителя должны держать рулевое колесо за исключением моментов, когда нужно переключить передачу. Рука на подлокотнике, на коленях, за головой, на ручке КПП — все это не позволяет водителю вовремя совершить маневр при возникновении нештатной ситуации. Относительно верного положения рук на руле существует две версии.

  • Левая расположена на 10 часов, правая — на 2 часа.
  • Левая — на 11 часов, правая — на 1 час.

Такое размещение рук позволяет автолюбителю быстро повернуть рулевое колесо, не перехватывая его. Это важно, когда счет идет на доли секунд.

Правильное положение спины и бедер

Во время управления автомобилем спина водителя должна прижиматься к спинке кресла всей поверхностью. Угол отклонения спинки от сиденья составляет 95–110°. Бедра прижаты к сиденью. Убедиться, что положение выбрано верно, можно следующим образом:

  • Когда запястья свободно лежат на верхней части руля, а ладони свисают, лопатки остаются прижатыми к спинке.
  • Чтобы смотреть на дорогу, водителю не нужно приподнимать или наклонять голову.

Правильное положение головы

Правильно отрегулированное кресло обеспечивает водителю полноценный обзор и удобство управления автомобилем. Однако важно подумать о том, чтобы защитить голову от травм при возникновении нештатной ситуации. Здесь многое зависит от роста человека и конструкции авто, однако есть несколько общих правил, к которым стоит прислушаться:
-Между макушкой и крышей должно быть пространство шириной с ладонь.
-Расстояние от подголовника до затылка — не более 7 см.
-Верх подголовника установлен на уровне макушки.

Настройка места водителя

Теперь о том, как отрегулировать водительское место, зеркала и ремень безопасности.

Регулировка кресла

Чтобы настроить кресло под себя, нужно сделать следующее:

  • Сесть на сиденье, не заводя машину, полностью выжать газ и тормоз обеими ногами.
  • Пододвинуть кресло так, чтобы угол в колене был примерно 120°.
  • Положить руки на верх рулевого колеса так, чтобы запястья свешивались с обратной стороны.
  • Установить положение спинки таким образом, чтобы лопатки плотно прижимались к поверхности.

Регулировка зеркал

Зеркала в машине настроены правильно, если:

  • Водитель видит все, что происходит в левом зеркале, не поворачивая головы. В зеркале должна отражаться часть крыла, ручка задней пассажирской двери и дорога позади автомобиля.
  • Чтобы посмотреть в правое зеркало, водителю достаточно слегка повернуть голову. Ориентиры те же, что и в предыдущем случае.
  • В зеркале заднего вида должно полностью отражаться заднее стекло.

Положение ремня

То, что без ремня ездить нельзя — закон. Однако и ремень не защитит от травм, если он расположен неправильно. Требования следующие:

  • Лента пересекает область груди наискось слева направо. Для праворульных машин — справа налево.
  • Внизу ремень проходит горизонтально, прижимается к тазу.
  • Ремень не касается шеи.

Такое же положение ремня безопасности должно быть у всех пассажиров. Слишком высоко расположенный ремень при резкой остановке или ДТП способен привести к удушению, если лента размещена слишком низко — к травме головы и грудного дела. Поэтому детей, рост которых недостаточен для безопасного пристегивания, возят только в автокреслах или на специальных сиденьях — бустерах.

Ошибки новичков

Люди, которые лишь недавно получили водительское удостоверение, чаще всего совершают две ошибки при выборе посадки:

  • Первые ездят с напряженно выпрямленными спинами, не касаясь спинки кресла.
  • Вторые считают себя асами вождения и поэтому предпочитают водить машину, развалившись на сиденье.

В первом случае напряжение играет с новичками злую шутку, не позволяя среагировать на маневр соседнего авто или машины, едущей впереди. Поэтому важно занять удобную позу с учетом всех перечисленных правил и выбрать для себя безопасную скорость движения.

Поза развалившегося человека куда более опасна по нескольким причинам:

  • Водитель, спинка кресла у которого слишком откинута назад, не получает полноценного обзора дороги впереди машины.
  • Отсутствие нормального упора под ногами не позволяет «чувствовать» педали, что приводит к резким рывкам при наборе скорости и торможении.
  • При аварийном торможении человек просто скатывается вниз, теряя контроль над ситуацией.
  • При соскальзывании голова водителя оказывается в ловушке ремня безопасности, и человек рискует задохнуться.

Некоторые автолюбители говорят, что главное в положении за рулем — это чувствовать себя комфортно. Удобство важно, однако оно не должно идти вразрез с правилами безопасности. Тем более что привыкнуть к правильной посадке можно за несколько дней, чтобы потом ездить без напряжения и риска попасть в ДТП.

К списку статей

ЗАЯВКА

Нажимая на кнопку "Отправить", я принимаю условия пользовательского соглашения

ОТПРАВИТЬ
Появился вопрос?
Связаться с нами

Позвонить

WhatsApp

Вконтакте

Это самый лучший способ получить быстрый ответ!